ICQ 243-896-486

на главную

 

  •       ЗООПСИХОЛОГИЯ

         Уважаемые посетители сайта! Здесь мы затронем вопросы о психике щенка. Обычно владелец заботится в первую очередь о питании, о правильном физическом формировании своего питомца. Считается, что все остальное тот получит на дрессировочной площадке от кинолога-дрессировщика. Но почему же тогда нашим детям даются знания до их первого посещения школы? Почему дети начинают задавать вопросы до того, как пошли в первый класс?

Щенок не может Вас спросить: "А почему сегодня дождь?" или "Откуда пришел этот большой и страшный соседский пес?". Чтобы Вы могли правильно общаться с Вашей собакой с того момента, когда Вы встретились и влюбились друг в друга, мы и сделали эту рубрику. Здесь мы поможем Вам не только правильно выбрать собаку, но и счастливо жить с ней, получая друг от друга только самое прекрасное.

После рождения на щенков обрушивается вал новой информации, преимущественно поступающей через осязание и вкус. Их контакт с миром осуществляется через мать. Человек также может влиять на этот процесс, ведь для того чтобы щенки как следует справились с первыми в жизни трудностями, самое главное для них и для матери – СПОКОЙСТВИЕ. Психическая деятельность начинается с первых же мгновений после рождения, а важные изменения, обуславливающие развитие психики, происходят так быстро, что к первому месяцу жизни щенка нужно относиться особенно внимательно. Способность собак воспринимать и перерабатывать информацию непрерывно растет и достигает пика к 1,5 мес., а затем приостанавливается и остается на том же уровне в течение всей активной жизни. Собаки, лишенные информации, необходимой для развития мозга, вряд ли могут достичь полного психического развития. Мозг, как и всякий орган, требует постоянной тренировки. У одних собак развитие происходит быстрее, у других медленнее – как и у людей. Но правильный подход и заинтересованность могут делать чудеса.

С момента открытия глаз и ушек становится доступной совсем иная информация, и начинается целенаправленная исследовательская деятельность. После того как щенкам исполнится месяц, их нужно выпускать из загона погулять по квартире, иначе мозг того и гляди начнет работать вхолостую. Также пора показывать им просторы нашей Родины, иными словами, выводить на улицу. Не надо бояться вирусов – если сука была привита, то у щенков имеется иммунитет до 2-х мес. При играх и прогулках не только развивается мускулатура, но и начинается бурная работа мозга. Перечислим, что может служить показателем хорошего психического развития:

-связь между получением пищи и любым условным сигналом (лучше звуковым)

-знакомство с обстановкой квартиры

-умение не пугаться голоса и движений человека, интерес к нему

-спокойное отношение к событиям повседневной домашней жизни, то есть к уборке, стирке, приходу гостей и т.п.

Заботливые заводчики стараются научить своих щенков еще дополнительным навыкам, облегчающим переход к владельцам

-знакомство с подзывом и охотный подход

-прекращение дурного поведения по команде

-умение слушать человеческую речь

-умение играть не только с собаками, но и с человеком

-интерес к игрушкам и умение подолгу самостоятельно ими заниматься.

 

Как выбирать щенка? Запомните главное: лучше всего, если он сам потянулся к Вам. Первое, что нужно оценить – насколько Вам нравятся условия содержания щенков и матери. Вряд ли стоит брать щенка из антисанитарных условий, но не очень хороши и чрезмерно тепличные, которые Вы не намерены поддерживать в дальнейшем. Заводчик обязан показать весь помет, предупредив, кто уже продан. Осмотрите помещение для содержания, загляните в миску к матери – чем ее кормят, и постарайтесь посмотреть на кормление щенков. Учтите, что сразу после еды щенкам спать не хочется - у них наступает прилив энергии и сил.

Тельце у здорового и хорошо выращенного малыша плотное, шерсть лежит ровно и не бывает тусклой. Глаза ясные и живые. Носик гладкий, без трещин и высыпаний, десны розовенькие и язычок без налета. Если при Вашем приходе щенок прячется, не вылезает из манежа и т.д., то скорее всего, он не очень здоров физически, а уж психическое развитие оставляет желать лучшего. Но если Вам все равно нравится этот щенок, то приготовьтесь всерьез заняться его воспитанием и развитием! Один совет: при возможности всегда выбирайте из помета любимчика. Он на то и любимчик, чтобы получить больше нашей любви и тепла, нашей души и собственной жизненной энергии. Расспросите о щенках, и Вы всегда увидите блеск в глазах заводчика, когда он будет говорить о любимчике. Но нередко любят как раз самых слабеньких и трудных детей. А они, получив с материнским молоком заряд человеческой любви, и растут лучше, и с человеком общаются совсем по-другому.

Когда щенок появится у Вас дома, помните, что это для него совсем другая планета! Это для нас все те же стулья и столы, а щенячий мир состоит из запахов, звуков, прикосновений. Плохо развитый щенок пугается, скулит, плача и тоскуя. Щенок, который правильно воспитан, только вздохнет про себя: "Ох, сколько нового осваивать придется!". Когда я отводила свою девочку к новым владельцам, то сердце стучало, как дрель по бетону, вот-вот выпрыгнет. Очень переживала за нее! И каково же было мое изумление, когда она зашла, быстренько все обнюхала и удалилась сразу в хозяйскую спальню с видом: "Ну все, здесь я буду жить!" В тот день я не могла ее оставить у владельцев, но когда пришел момент ухода, мелочь уперлась: "Я никуда из дома не пойду!" Очень долго упрашивали, и когда я уже шла с ней обратно, так у меня сердце обрывалось по-новому – из-за того, что я не дала девочке остаться там. Мы с владельцами постоянно общаемся, я очень рада, что девочке в новой семье все нравится, а хозяева говорят, что не представляют, как раньше жили без нее. Она все такая же любопытная, и характер у нее достойный породы Бульмастиф!!!

Если Вы берете щенка после 2-х мес., узнайте у владельцев, когда его начали выводить на улицу. По правилам это надо делать с 1-го мес., ведь самая главная закладка информации для дальнейшей жизни начинается у собак, как мы уже сказали, в возрасте от одного до полутора месяцев. Щенки, выросшие в условиях "тюремного содержания", никогда не станут психически полноценными! Учтите, что первый год жизни собаки равен по человеческим меркам 16-ти годам. 2-х месячный щенок - это приблизительно 3-летний ребенок. Вы смогли бы продержать своего ребенка до детского сада в четырех стенах?? Сомневаюсь! Не надо сразу выносить щенка на полноценную прогулку, зимой начать, допустим, с 1-2 минут и постепенно довести до 5-10 минут, а летом – с 2-3 до 15-20 минут. Не носите щенка за пазухой, этого мало! Он должен ходить сам и познавать мир: травка (снег), асфальт, машины, трамваи и т.д. Следите, чтобы место выгула было чистым.

При наличии автомобиля лучше приучать к нему щенка также с месячного возраста. Собакам наверняка не нравится сидеть в этих грохочущих банках, но их привлекает возможность побывать в новых местах и приятно провести время с хозяином. И если Ваш щенок сможет связывать машину с радостями жизни, то он будет искренне любить ее.

Следует чаще брать с собой щенка в самые разные места, где ему предстоит бывать во взрослой жизни. Для него это не только ознакомление с необходимой информацией, но и подтверждение того, что он нужен и приятен человеку. С ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ ЛЮБОВЬ!!! Пустить этот процесс на самотек - все равно, что играть в лотерею, выигрышем в которой станет верный и преданный друг, а проигрышем - треволнения и опасности. Общение с умилительным зверенышем вовсе не сводится к непрестанным излияниям вполне понятной нежности.

Также нужно играть с малышом – это лучший способ научить его насущно необходимому. Тут и тренировка мускулов, и включение наследственных стереотипов поведения, и обучение правилам их применения. Все собачьи игры осмыслены с точки зрения взрослого функционального поведения. Игры представляют собой и важный исследовательский процесс. Проигрываются самые разнообразные ситуации: а что будет, если... Взрослый, руководящий играми малышей, не позволит, чтобы любопытство довело их до беды, но научит правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Обучающие игры - прекрасное средство использовать собачье естество в корыстных человеческих целях. Можно научить щенка очень многим вещам: кусаться и не кусаться, держать добычу зубами изо всех сил или отдавать хозяину, искать предметы и состязаться в ловкости. Например, моя девочка безумно любит искать спрятанные предметы и всегда считает себя нужной в этом для меня!! Как будто ее только ради этого завели!!!

Отказываясь играть с щенками, мы обучаем их отстраненности, замкнутости и скуке. Радуйтесь, если собака приглашает Вас поиграть вместе с собой, порезвиться, потаскать игрушку, спрятать ее, а потом найти. Старайтесь не только играть в ее игры, но и предложить свои, обучающие ее начаткам будущей работы. Нужно только следить, чтобы щенок в играх не слишком уставал. Никогда не следует будить щенка, чтобы поиграть. При виде первых признаков усталости (малыш присаживается, отходит в сторонку, движения становятся медленными и чуть вялыми, глазки уже не блестят, как в начале игры), закончите игру, дайте детенышу отдохнуть.

Очень хорошо, когда у щенка есть четвероногий приятель. Старшая собака легко обучит щенка тому, чему никогда не сумеет научить человек. У молодой и даже взрослой собаки игра служит еще и психотерапевтическим средством. Собака не может "выговориться", как человек на приеме у психоаналитика, но излить душу в игре для нее более чем естественно.

Можно перейти и к более интимным взаимоотношениям – ПОЦЕЛУЙЧИКИ В ГУБЫ!!! Эти поцелуйчики необычайно полезны. Обеспечить соблюдение элементарных гигиенических требований не так уж трудно (в конце концов, если уж Ваша собака больна, то подцепить от нее заразу Вы можете сотней других способов), зато выигрыш для Ваших отношений со щенком неоценим. Дело в то, что лизание в губы восходит к тому знаку, которым малыш просит пищи у матери - еще в том периоде, когда сука срыгивает детям полупереваренную еду. Стало быть, такое лизание переводится с собачьего примерно так: "Будь моей мамой! Я уверен в твоей защите и заботе!"

Лет так в 5-6 Вы не боялись темноты? Разбойников? Бабы-Яги? Не шарахались от неясного силуэта на плохо освещенной улице, не дичились незнакомых гостей? Страхи у каждого свои, но случается, что малыш и сам их придумывает, словно бы даже желая получить от этого непонятное взрослым удовольствие. Если Вы помните свои детские переживания, то легко поймете эти чувства щенка. Наш старший детсадовский возраст называется в специальной литературе "возраст страхов". И проходят через это все животные, каждый в свое время. Для собак этот период наступает в возрасте 3-4 мес. Стресс (не только в этом возрасте) способен довести нервную систему до настоящего крушения. Существует такая формула: сила стресса напрямую зависит от новизны и значимости информации и обратно пропорциональна самооценке и чувству защищенности внешними обстоятельствами. Следовательно, защитить нервную систему и психику можно по-разному:

1. Позаботиться о том, чтобы новизна информации, поступающей хотя бы при рядовых житейских событиях, была не слишком велика.

2. Повысить самооценку и постараться обеспечить максимальную защищенность со стороны взрослого и надежного партнера.

Вернейший способ защиты состоит в том, чтобы как можно более активно развивать психику до наступления возраста страхов, в период наиболее эффективного сбора и усвоения информации о мире. Вот почему так нужны ранние прогулки со щенками!! К возрасту страхов он должен подойти во всеоружии, по крайней мере, с надежным щитом, оберегающим психику! Не стоит удивляться, когда трехмесячного, а то и пятимесячного щенка выносят в первый раз на улицу, и он не может сделать даже одного шага от ног хозяев (хорошо еще, если не даст деру куда глаза глядят). Мне повезло гораздо меньше: моего мальчика заводчица держала дома до 8-ми месяцев!!! Представляете?! Он до сих пор не любит улицу, а ведь ему уже 5 лет!!! Лучше дома на диване - безопасней! Да и меня охранять не надо!!

Однако и взрослая собака будет исправно пугаться того, чего не понимает (как и мы с Вами, впрочем), а растерянность и незнание того, как следует поступать, - это прямой путь к ошибкам и несчастьям. После активного знакомства с окружающим миром для психики наступает своего рода передышка, период относительного покоя, предназначенный для окончательной систематизации громадных объемов информации. Живое и мыслящее существо анализирует все, что знает о мире и своем существовании в нем, чтобы в дальнейшем взаимодействовать с ним самым безопасным и эффективным способом. До окончательного анализа всех отношений с миром еще далеко. На этом этапе достигается лишь детская адаптация, но без нее не будет нормального взрослого поведения. Заметьте, что если объемы известного невелики, то это дела вовсе не облегчает - тем труднее построить и подобрать нужные "полочки".

Ответственная работа по осмыслению и раскладыванию по полочкам накопленных фактов и данных требует от юного мозга совершенно новых качеств, созреванию которых тоже можно и нужно помочь. Самое простое и вместе с тем очень эффективное мероприятие по развитию аналитического мышления у щенка - это всласть смотреть в окно. Сидя на подоконнике и чувствуя себя в полной безопасности, щенок внимательно наблюдает за происходящим на улице. И если дитя к этому времени уже познало уличные события вблизи, то теперь оно может отвлечься от несущественных подробностей и мелочей и осознать суть всех важных для него явлений. Оказывается, на свете существует не одна хозяйская машина, а и множество других, смирно стоящих вдоль стен родного дома, а время от времени уезжающих и возвращающихся. Знакомая собака вовсе не возникает ниоткуда, когда выходит погулять малыш, а бывает на улице и в другое время. И хозяин с хозяйкой тоже приходят с работы все по тому же двору или тротуару. Наблюдения подтверждают, что щенок, которому, начиная с 3-4 мес. возраста, разрешали смотреть в окно, да еще и объясняли новые для него наблюдения, гораздо быстрее и надежнее осваивает высшие для собаки уровни абстрактного и стратегического мышления.

Наблюдения также показывают, что в этом возрасте снижается двигательная активность щенка - бегать некогда, думать надо! Подросший детеныш прекрасно умеет искать неприятности, а познания о друзьях и врагах, о добре и опасности у него явно недостаточно, чтобы быстро и, главное, адекватно реагировать на события. Поэтому заботливая Матушка-Природа словно бы подстраховывает незрелую и в высшей степени уязвимую психику несмышленыша преувеличенными опасениями да испугами. Ведь убежать от неизвестного куда безопасней, чем проявлять неуместную активность.

Если уже к 2-3 месяцам щенок уверен, что самое безопасное место в мире - собственный дом и место у ног хозяина, тогда в его распоряжении всегда имеется и надежное убежище, и верный и сильный союзник, способный спасти от любых врагов. В этом и заключается та самая защищенность, которая снижает силу стресса. Замечательно, если детеныш уже привык в любой острой ситуации бросаться к своему Человеку за помощью и объяснениями.

К сожалению, в жизни наших собак все происходит совсем по-другому. Очень многие из них впервые попадают на улицу, в совершенно новый и пугающий мир, именно в возрасте страхов, когда все отрицательные эмоции усиливаются во много раз возрастной восприимчивостью. Вот и закрепляются детские страхи на всю жизнь, приводя к стойкой трусости, устранить которую крайне трудно. А ведь нередко именно испуги возраста страхов служат причиной необоснованной агрессивности взрослой собаки. Это происходит не только в тех случаях, когда хозяин, не понимая происходящего, оставляет щенка один на один с опасностями и собственными бурными эмоциями, но и тогда, когда человек начинает впоследствии перевоспитывать собаку насильственными методами, требуя от нее оборонительной активности и не прощая никаких проявлений страха.

Если Вы дочитали до этого момента, то можно только порадоваться за Вашего щенка, что его владельцы постараются общаться с ним на понятном ему языке, а Вам можно предложить литературу ведущего российского зоопсихолога Натальи Дмитриевны Криволапчук "Зверь, с которым Вы живете "  и "Собака, которой не нужно бояться". Также есть работы иностранных психологов Карен Прайор "Не рычите на собаку" – эта книга с нетрадиционным подходом к воспитанию и дрессировке, но если Вы заинтересуетесь, то скоро она станет Вашей любимой. Про книгу Джона Фишера "О чем думает Ваша собака" можно сказать, что это своеобразная энциклопедия о проблемах во взаимоотношениях человека и собаки и способах решения этих проблем. Остается пожелать Вам приятного общения с Вашем маленьким щенком, удачи в выращивании и правильном воспитании.

автор статьи Брызгалина Елена

 

 

Племенной питомник породы бульмастиф "ЗОЛОТОЙ ФОНД" РКФ/FCI

вл. Татьяна Зубкова тел. (495)444-19-83 , 8-916-183-60-11